Международные перевозки во Францию


image01449218809 avtomobilnie-perevozki

Источник: Журнал «Компас экспедитора и перевозчика» №4 -2016 г.

Закон по оплате труда командируемых водителей, получивший наименование «Закон Макрона» (Loi Macron), действует во Франции.

Под защитой Loi Macron

Согласно закону Loi Macron, командированный во Францию иностранный водитель имеет право на минимальную заработную плату и другие гарантии, установленные в этой стране. По данным на 2016 г. минимальная почасовая оплата водителей составляет от 9,68 до 10 евро/час в зависимости от стажа работы и полной снаряженной массы транспортного средства.

Действие закона распространяется на все транспортные компании, учрежденные за пределами Франции, а его положения применяются ко всем перевозкам, выполняемым на территории страны (каботажные, двусторонние, в/из третьих стран). При этом требования документа не относятся:

– к транзитным грузовым перевозкам;

– к водителям, работающим не по найму (необходимо документальное подтверждение);

– к доставкам, выполняемым перевозчиком за свой счет, которые не относятся к перевозкам по найму или за плату.

Транспортной компании до начала командированияработника следует оформить свидетельство о командировании установленной формы, которое составляется на французском языке в двух экземплярах, имеет срок действия не более шести месяцев и может распространяться сразу на несколько перевозок. В нем должна содержаться информация о:

•        работодателе/перевозчике (наименование, организационно-правовая форма, почтовый и электронный адрес, номера телефонов, имена, фамилии, даты и место рождения руководителей, наименование учреждений, в которые производятся взносы по социальному страхованию);

•        работнике/водителе (имя, фамилия, дата и место рождения, адрес постоянного места жительства, гражданство, дата подписания трудового договора);

•        заработной плате (в евро), а также данные о возмещении расходов за проживание и питание (при расчете минимальной заработной платы командировочные не могут приниматься во внимание);

•        представителе компании (наименование или полная фамилия, почтовый и электронный адрес, номера телефонов).

Обновленная версия аттестационной формы для командирования работников размещена по ссылке, неофициальный перевод формы на русский язык (с выделением в ней красным цветом измененного текста) размещен по ссылке.

Один экземпляр свидетельства (и его копия) должен находиться на борту транспортного средства, второй – у представителя компании во Франции. Кроме того, на борту транспортного средства должны храниться трудовой договор водителя (переведенный на французский язык) и переведенная на французский язык (если это возможно) копия коллективных соглашений, применимых к трудовому договору.

Также предприятию необходимо назначить официального представителя во Франции, ответственного за взаимодействие с контролирующими органами в течение всего срока выполнения перевозки. Таковым может быть, например, экспедитор, которому нужно иметь полный набор документов в случае, если у французских властей возникнет необходимость связаться с представителем по таким вопросам, как заработная плата водителя или касательно запрета на еженедельный отдых в кабине автомобиля. Срок, на который назначается официальный представитель, должен оканчиваться не ранее чем через 18 месяцев со дня завершения периода командирования водителя.

Не лишне знать

Комментарии по наиболее часто задаваемым вопросам относительно действия закона Loi Macron.

Почему требуется командировочное удостоверение и когда работодатели должны оформлять его?

Для водителей и членов экипажей, работающих в транспортных предприятиях, командировочное удостоверение заменяет декларацию о командировании, упомянутую во французском Кодексе о транспорте. Это означает, что предприятия, выполняющие внутренние перевозки, не должны пользоваться декларацией о командировании, требующейся для других сотрудников при командировании водителей и членов экипажа.

Командировочное удостоверение должно быть оформлено для каждого иностранного работника до начала первой транспортной операции, в которой участвует командированный водитель или член экипажа, независимо от характера транспортной операции. Командировочное удостоверение должно оставаться в силе в течение периода, указанного предприятием, сроком максимум 6 месяцев для всех транспортных операций, включенных в сферу командирования. Это означает, что удостоверение может охватывать несколько транспортных операций за время командировки.

В удостоверении не должен указываться крайний срок для международных перевозок, запланированных на период командировки.

Командировочное удостоверение должно быть приложено к единому реестру персонала принимающей компании как для командирования внутри корпорации, так и для командирования работников предприятием, предоставляющим временную занятость.

Какие другие документы, связанные с командировкой, должны храниться на борту транспортного средства, помимо командировочного удостоверения?

Документы, которые должны храниться на борту автотранспортного средства, используемого для выполнения транспортной услуги, перечислены в статье R. 13331-7-III Транспортного кодекса Франции.

Во всех ситуациях, касающихся командирования водителя или членов экипажа, на борту транспортного средства должен храниться трудовой договор нанимателя. Переводить его на французский язык не нужно.

В ситуациях, касающихся внутригрупповых командировок, перевод соглашения о командировании и приложение к трудовому договору должны также храниться на борту транспортного средства.Эти два документа необходимы для некоммерческого предоставления займов между компаниями, в соответствии со статьей L.8241-2 французского Трудового кодекса.

Соглашение о прикомандировании между кредитной компанией и принимающей компанией устанавливает срок действия кредита, а также личность и квалификацию командируемого причастного работника. Это соглашение также указывает метод, которым определяются заработная плата, а также взносы на социальное обеспечение и профессиональные услуги, счет на оплату которых принимающей компании выставляет кредитная компания.

В дополнении к трудовому договору подробно описаны виды работ, которые работник будет выполнять в принимающей компании, часы и место его работы, а также специфические характеристики его рабочей станции.

В ситуациях, касающихся направления в командировку предприятиями по временному трудоустройству, на борту транспортного средства также должен храниться временный трудовой договор, переведенный на французский язык (контракт между работником и его временным агентством занятости) и соглашение о прикомандировании с предприятием, учрежденным во Франции.

Сколько экземпляров удостоверения должно быть выдано?

Два. Один выдается командированному работнику и хранится на борту транспортного средства для предъявления при проверке, а второй хранится либо у представителя нанимателя (в случае командирования для выполнения международных транспортных услуг), либо в компании, в которую водитель или член экипажа направлен в командировку во Франции (для командирования внутри корпорации или командирования предприятием, обеспечивающим временную занятость).

По практическим причинам второй экземпляр, т.е. тот, который хранится у представителя либо в компании, к которой прикомандирован работник во Франции (внутригрупповое командирование или командирование предприятием, обеспечивающим временную занятость) может быть сохранен в электронном формате (PDF) и не должен быть распечатан на бумаге. Он также может быть направлен в электронном виде по просьбе соответствующих контролирующих служб.

Какие санкции предусмотрены к тем, кто нарушает новые правила?

Нарушение требования о наличии на борту транспортного средства действительного, удовлетворяющего положениям закона, сертификата наказывается штрафом 4-го класса (максимум до 750 евро). Нарушение требования о наличии на борту транспортного средства трудового договора и, если это применимо, договора о командировании работника, наказывается штрафом 3-го класса (максимум до 450 евро).

Нарушение работодателем обязательства о декларировании командировки и о назначении своего представителя – как указано в статье L.1264-1 французского Кодекса законов о труде – также предусматривает административные штрафы. Невыполнение обязательств, относящихся к свидетельству о командировании, подлежит тем же штрафным санкциям, как и в случае невыполнения обязательств, относящихся к декларированию командировки.

Тем не менее, то же самое нарушение для одного и того же работника не может наказываться неоднократно уголовными и административными санкциями.

Уполномочен ли французский административный орган власти приостановить перевозку, если он находит нарушения, связанные с командированием работников?

Как и во всех других сферах, административный орган имеет право приостановить перевозку в случае определенных серьезных или неоднократных нарушений, изложенных во французском Трудовом кодексе.

Тем не менее, власти должны сначала выдать предписание, призывающее предприятие устранить нарушения, прежде чем приступить к приостановке перевозки. Согласно этому положению процедура приостановки перевозки должна применяться только к небольшому числу ситуаций, в которых транспортное обслуживание выполняется в течение достаточно длительного периода времени.

В соответствие с договором на перевозку, какие обязательства возлагаются на получателя?

У получателя нет специфических обязательств в соответствии с договором на перевозку. Однако если получатель является компанией, учрежденной во Франции, с ним могут связаться компетентные контролирующие службы, если командирование происходит в рамках международной перевозки, а также, если ни компания заказчика и ни компания перевозчика не учреждены во Франции.

Если оба эти условия выполнены, контролирующие органы могут потребовать, чтобы получатель связался с нанимателем (перевозчиком) и попросил его устранить определенные нарушения (в части невыплаты минимальной зарплаты, несоответствующих условий проживания, невыполнения основных условий трудового законодательства).

Получатель может нести ответственность за такие нарушения совместно с нанимателем (перевозчиком) только в случаях, если он не отреагирует на такие замечания или не сообщит о них.

Какой обменный курс должен использоваться, если заработная плата выплачивается не в евро?

Заработная плата, выплачиваемая в иностранной валюте, конвертируется в евро по последнему курсу обмена, опубликованному Европейским центральным банком на дату, когда запланировано начало командирования. Компания может использовать обменный курс, опубликованный за неделю, или по курсу, опубликованному в течение более короткого ссылочного периода.

Как определяется время въезда и выезда водителей с/на территорию Франции?

Для транспортного сектора нет никаких конкретных правил. Если есть подозрения, что количество времени, отработанного во Франции, искусственно уменьшается, бремя доказывания лежит на контролирующих службах. Наниматель имеет право оспорить выводы инспекторов любыми соответствующими средствами.

Как применяются правила по рабочему времени, в частности, для краткосрочных командировок?

Соблюдение французского законодательства о максимальной продолжительности рабочего времени и минимальных периодов отдыха требуется только тогда, когда работник направлен в командировку во Францию на время, по меньшей мере, равное отчетному периоду. Например, работник не может работать больше максимального количества часов в неделю, если он командирован во Францию на период, по меньшей мере, одной недели. Это правило не применяется, если период командирования короче одной недели.

Применяется ли новое законодательство к работающим не по найму?

Ситуация для работающих не по найму остается неизменной:

• на них не распространяются правила, регулирующие командирование работников и, следовательно, они не связаны обязательствами по декларированию, будь то в рамках общего права или в соответствии с конкретными положениями, регулирующими внутренний транспорт;

• статус работающих не по найму не подпадает под новые правила. Они не обязаны собирать предварительные доказательства своего положения и предоставлять их.

Будут ли требования, отличные от установленных, применяться к работникам, управляющим транспортными средствами весом менее 3,5 т?

Нет. Конкретные формальности, изложенные во французском Транспортном кодексе, применяются также к командированным работникам, управляющим легкими коммерческими транспортными средствами. Таким образом, это законодательство применяется к этим работникам.

Где можно получить шаблон удостоверения?

В соответствии с действующими техническими соглашениями, удостоверение можно загрузить с сайта www.travail-emploi.gouv.fr. Шаблон содержит несколько полей, которые могут быть заполнены непосредственно в документе перед тем, как его распечатать.

Есть три типа формуляра удостоверения в зависимости от конкретной информации, необходимой для каждого типа работы в командировке. Работодатель должен заполнить соответствующую форму для конкретного типа работы, выполняемой его работником.

Некоторые предприятия в связи с национальным законодательством не зарегистрированы в национальном электронном реестре транспортных предприятий. Как представители этих предприятий должны заполнять соответствующий раздел удостоверения?

Эта ситуация относится только к транспортным операциям, выполняемым транспортными средствами, допустимый вес с грузом которых составляет более 3,5 тонн. Кроме того, и на временной основе это касается только автотранспортных предприятий из государств-членов, которые еще не в полной мере выполняют свои обязательства в соответствии с европейским законодательством, согласно которому они обязаны составить национальный электронный реестр автотранспортных предприятий, как это предусмотрено в статье 16 Регламента (ЕС) № 1071/2009.

В таких случаях предприятие должно заполнить удостоверение с номером лицензии, выделенной в рамках существующей системы в соответствующем государстве-члене.

Кто может быть назначен представителем нанимателя во Франции?

Физическое или юридическое лицо из штата компании или из сторонней организации (на усмотрение нанимателя), обладающие необходимыми ресурсами и навыками для выполнения соответствующих обязанностей. Такое лицо должно физически присутствовать во Франции.

Представитель должен быть в состоянии реагировать на запросы контролирующих служб и, следовательно, иметь в своем распоряжении определенное количество документов. Для командированного водителя или члена экипажа автомобиля он должен хранить копии платежных ведомостей работника, охватывающих период командировки. Эти платежные ведомости могут быть заменены другими документами при условии, что такие документы содержат точные и конкретные детали заработной почасовой платы работника до вычетов, количество отработанных часов (в том числе отдельные подробности часов, оплаченных по более высокой ставке), отпуск, праздничные дни, а также разбивка его вознаграждения.

Что произойдет, если наниматель решит сменить представителя?

Бывший представитель должен продолжать реагировать на запросы контролирующих служб о транспортных операциях, происходивших в течение периода, на который он был назначен и в течение 18 месяцев после даты окончания периода командировки работника.

Существуют ли какие-либо конкретные санкции в отношении представителя компании (перевозчика), находящегося во Франции, например, если он затрудняется ответить на вопросы контролирующих служб?

Нет. Тем не менее, если представитель не выполняет возложенные на него обязательства, это может привести к уголовной или административной ответственности в отношении нанимателя (перевозчика), например, штрафу, если он не оформил свидетельство о командировании.

В какие сроки и в каком формате представитель обязан реагировать на запросы контролирующих служб?

Представитель должен без задержки представить документы, запрошенные контролирующими службами или сообщить о них. Эти документы должны существовать до их запроса, и не должны быть составлены исключительно с целью реагирования на запрос со стороны контролирующих служб. Документы могут быть представлены в стандартном электронном формате, например, PDF.

Реклама

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s